- ДЬЮИ
- (Dewey) Джон (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог. Образование получил в Вермонтском ун-те и колледже Хопкинса (д-р философии, 1884). С 1889 г. — профессор философии в Мичиганском ун-те, затем в Миннесотском, Чикагском и Колумбийском. Президент Американской психологической и философской ассоциации (1889—1890), первый президент Американской ассоциации университетских профессоров. Читал многочисленные гостевые лекции в Китае, Японии, Англии. Д. — автор первого американского учебника по психологии. На основе философии Гегеля развивал представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Основная функция интеллекта — установление наиболее эффективных отношений с объектами окружающего мира. В преобразовании ряда проблемных ситуаций у индивида формируется опыт, который представляет собой единство субъекта и объекта. Дьюи выделил несколько этапов исследовательской деятельности: возникновение чувства затруднения, определение его содержания и границ, выдвижение гипотез о разрешении проблемы, выведение конкретных следствий из гипотезы, фиксация данных, приводящая к принятию или отклонению гипотезы. Для реализации своих идей Д. открыл в Чикаго экспериментальную начальную школу. Однако из-за разногласий с университетским советом по поводу управления школой вынужден был перейти в Колумбийский университет. В своей журнальной статье в 1896 г.(Psychological Review, №3) Д. критиковал механистическое истолкование формулы стимул-реакция, которое, по его словам, оставляет нас с вывихнутой психологией (это было за 20 лет до появления бихевиоризма Уотсона) и подчеркивал, что стимул и реакцию следует рассматривать как две стороны одного функционального взаимодействия, осуществляемого организмом в процессе формирования отношений с окружающей средой. Образование должно учить ребенка решению реальных задач, а не зазубриванию чего-либо наизусть. Влияние Д. проявилось в наибольшей степени в вопросах образования. На русский язык были переведены две его книги: Психология и педагогика мышления , М., 1915 и Введение в философию воспитания, М., 1921. Наиболее известные его сочинения: Essays in Experimental Logic, Chi., 1918; Human Nature and Conduct, N.Y., 1930; Problems of Men. N.Y., 1946; Experience and Nature, N.Y., 1958; Reconstruction in Philosophy, Boston, 1970. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков,
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.